Цель деятельности Службы психолого-педагогического и социального сопровождения
Целью деятельности Службы психолого-педагогического и социального сопровождения является обеспечение защиты интересов личности в сфере образования, психолого-педагогическая поддержка воспитанников и обучающихся на всех этапах возрастного развития, сохранение и укрепление здоровья, повышение адаптационных возможностей детей и психологической культуры всех субъектов образовательного процесса на протяжении всего периода обучения.
Задачи Службы:
содействие личностному развитию воспитанников дошкольных подразделений и школьников, формированиеи развитие у них способности к самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению;
участие (совместно с педагогами) в разработке индивидуальных образовательных траекторий, планировании и осуществлении единойпсихолого-педагогическойстратегии сопровождениявоспитанников иобучающихся;
определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении и личностном развитии; коррекция выявленных отклонений в психическом и личностном развитии воспитанников и обучающихся;
разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, педагогическим работникам, родителям, направленных на предупреждение школьной и социальной дезадаптации обучающихся;
своевременное выявление и развитие способностей воспитанников и обучающихся, создание условий для самореализации каждого ребенка, сопровождение одаренных детей;
содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата комплекса;
обеспечение преемственности психолого-педагогического и социального сопровождения на различных ступенях образования.
Основные направления работы Службы
1. Профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, неблагополучия в психическом и личностном развитии воспитанников и обучающихся, профилактика нарушений речи, асоциального поведения и пр.
2. Комплексное, всестороннее изучение личности ребенка, его когнитивной и эмоционально-волевой сфер и выработка заключения на основе междисциплинарного взаимодействия (психологическое, логопедическое обследование и социальное изучение), позволяющее сравнить результаты деятельности (образования) в динамике под влиянием коррекционно-развивающего образовательного процесса.
3. Консультирование и информирование (в пределах своей компетенции) родителей (лиц их заменяющих), педагогов, специалистов Службы и других работников по вопросам, связанным со специальными образовательными потребностями и поведенческими особенностями детей, их правами и обязанностями.
4. Коррекционная и развивающая работа, направленная на активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня умственного и речевого развития, нормализацию, стабилизацию игровой и учебной деятельности, коррекцию недостатков познавательной сферы, эмоционально-личностного развития и поведения.
5. Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей (лиц их заменяющих), обучающихся.
6. Консультирование педагогов и администрации по вопросам соответствия среды обучения и воспитания, используемых педагогических приемов и технологий, внедряемых инновационных методик возрастным, индивидуальным возможностям воспитанников и обучающихся или требованиям к психологически комфортной среде, в которой растет, обучается и воспитывается ребенок.
7. Оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях.
8. Разработка (проектирование) индивидуальных (комплексных) программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы ребенка.
9. Разработка индивидуальных маршрутов развития ребенка, осуществление контроля реализации образовательного маршрута и его коррекция в случае необходимости.
10. Проведение диагностик различного профиля и предназначения.
11. Составление психолого-педагогических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей или лиц их заменяющих, в проблемах когнитивного, личностного и социального развития учащихся.
12. Определение факторов, препятствующих развитию личности воспитанников и обучающихся, и принятие мер по оказанию различного вида помощи (коррекционной и консультативной).
13. Ведение документации по установленной форме и использование ее по назначению.
Цель деятельности Службы психолого-педагогического и социального сопровождения
Целью деятельности Службы психолого-педагогического и социального сопровождения является обеспечение защиты интересов личности в сфере образования, психолого-педагогическая поддержка воспитанников и обучающихся на всех этапах возрастного развития, сохранение и укрепление здоровья, повышение адаптационных возможностей детей и психологической культуры всех субъектов образовательного процесса на протяжении всего периода обучения.
Задачи Службы:
содействие личностному развитию воспитанников дошкольных подразделений и школьников, формированиеи развитие у них способности к самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению;
участие (совместно с педагогами) в разработке индивидуальных образовательных траекторий, планировании и осуществлении единойпсихолого-педагогическойстратегии сопровождениявоспитанников иобучающихся;
определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении и личностном развитии; коррекция выявленных отклонений в психическом и личностном развитии воспитанников и обучающихся;
разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, педагогическим работникам, родителям, направленных на предупреждение школьной и социальной дезадаптации обучающихся;
своевременное выявление и развитие способностей воспитанников и обучающихся, создание условий для самореализации каждого ребенка, сопровождение одаренных детей;
содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата комплекса;
обеспечение преемственности психолого-педагогического и социального сопровождения на различных ступенях образования.
Основные направления работы Службы
1. Профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, неблагополучия в психическом и личностном развитии воспитанников и обучающихся, профилактика нарушений речи, асоциального поведения и пр.
2. Комплексное, всестороннее изучение личности ребенка, его когнитивной и эмоционально-волевой сфер и выработка заключения на основе междисциплинарного взаимодействия (психологическое, логопедическое обследование и социальное изучение), позволяющее сравнить результаты деятельности (образования) в динамике под влиянием коррекционно-развивающего образовательного процесса.
3. Консультирование и информирование (в пределах своей компетенции) родителей (лиц их заменяющих), педагогов, специалистов Службы и других работников по вопросам, связанным со специальными образовательными потребностями и поведенческими особенностями детей, их правами и обязанностями.
4. Коррекционная и развивающая работа, направленная на активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня умственного и речевого развития, нормализацию, стабилизацию игровой и учебной деятельности, коррекцию недостатков познавательной сферы, эмоционально-личностного развития и поведения.
5. Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей (лиц их заменяющих), обучающихся.
6. Консультирование педагогов и администрации по вопросам соответствия среды обучения и воспитания, используемых педагогических приемов и технологий, внедряемых инновационных методик возрастным, индивидуальным возможностям воспитанников и обучающихся или требованиям к психологически комфортной среде, в которой растет, обучается и воспитывается ребенок.
7. Оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях.
8. Разработка (проектирование) индивидуальных (комплексных) программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы ребенка.
9. Разработка индивидуальных маршрутов развития ребенка, осуществление контроля реализации образовательного маршрута и его коррекция в случае необходимости.
10. Проведение диагностик различного профиля и предназначения.
11. Составление психолого-педагогических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей или лиц их заменяющих, в проблемах когнитивного, личностного и социального развития учащихся.
12. Определение факторов, препятствующих развитию личности воспитанников и обучающихся, и принятие мер по оказанию различного вида помощи (коррекционной и консультативной).
13. Ведение документации по установленной форме и использование ее по назначению.