Победитель конкурса «Педагог года 2017»
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Участник проекта "Инженерный класс в московской школе"
Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2017 / 2018 учебного года
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Центральный административный округ

Гуманитарные классы при Юридическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова

Для тех учащихся, у кого есть желание углубленно изучать гуманитарные предметы, в школе открыты предпрофильные и профильные классы гуманитарной направленности.

Чем вызвано желание стать учеником гуманитарного класса? Фундаментальная подготовка по предметам гуманитарного цикла, позволяющая уверенно пройти такие важные судьбоносные испытания, как Единый государственный экзамен и внутренний экзамен в МГУ им. М.В.Ломоносова. Интересная, не дающая скучать школьная жизнь, включающая участие во Всероссийской и Московской олимпиадах школьников, различных интеллектуальных соревнованиях: во Всероссийской викторине «Россия. Обычаи и традиции», в Городском фестивале «Эстафета искусств», в Городском конкурсе «Знатоки военной истории», в Московском открытом конкурсе чтецов…
В 7-м, 8-м и 9-м гуманитарных классах углубленно изучаются русский язык, английский язык. Второй иностранный язык – немецкий. Во второй половине дня для учащихся этих классов, увлеченных изучением гуманитарных предметов, организованы занятия «Московские прогулки», «XIX век. История в лицах».
10 и 11 классы – профильные социально-гуманитарные классы, организованные на базе юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. В этих классах углубленно изучаются такие предметы, как русский язык, история, английский язык. Образовательная область «Общественные науки» представлена предметами «обществознание», «право», «экономика». Во второй половине дня учащиеся могут посещать секции дополнительного образования «Человек. Общество. Мир», «Успешно пишем сочинение», «От слова к тексту».


Учебный план социально-гуманитарного профиля

(профильные классы)

Предмет

10 класс 11 класс
Русский язык 3 ч. 3 ч.
Английский язык 4 ч. 4 ч.

История России/ Всеобщая история

2+1 ч. 2+1 ч.
Обществознание 2 ч. 3 ч.
Экономика 1 ч. 1 ч.
Право 2 ч. 3 ч.

Курсы по выбору

10 класс 11 класс

Страноведение

(английский язык)

Страноведение

(английский язык)

Словесность

(интегрированный курс)

Словесность

(интегрированный курс)

Мастерская слова

(подготовка к сочинению)

Практикум по «аудированию»

(английский язык)

Литературное редактирование Практикум по истории
Подготовка к ЕГЭ по математике (профильный уровень)

Занятия проводятся лучшими учителями школы и преподавателями юридического факультета МГУ.

Одним из главных направлений работы в этих классах является организация встреч с сотрудниками университета, участие в проекте юридического факультета МГУ «Живое право», в программе «Культурно-историческое просвещение подрастающего поколения в образовательных учреждениях студентами МГУ им. М.В. Ломоносова», посещение исторического лектория в Государственном центральном музее современной истории России и «Университетских суббот» на факультетах МГУ, экскурсии в Государственную Думу и Арбитражный суд.

Учащиеся имеют возможность посещать занятия в Студенческой бесплатной юридической клинике. Летняя практика проходит на кафедрах юридического факультета МГУ и на базе музеев г. Москвы. В течение учебного года учащиеся готовят учебно-проектные работы, которые защищают на ставшей уже традиционной школьной конференции творческих и проектных работ «Через тернии к звездам», на Городском конкурсе проектных и исследовательских работ. В круговороте школьных событий и встречи с интересными людьми, представляющими современную науку, на празднике Фестиваль наук, и публикации в школьном сборнике «Умка», и концерты Московской государственной академической филармонии, и экскурсионная работа в школьном музее «Поколение и время». А в начале учебного года – посвящение в лицеисты на празднике «День лицеиста», проходящем 7 октября, в исторически значимый день.

В каникулярное время ученики совершают экскурсии по различным историко-культурным объектам центральной России по программе, специально разработанной для учащихся профильных гуманитарных классов.


Обучение русскому языку и литературе в классах гуманитарного профиля

Русский зык и литература в классах гуманитарного профиля являются предметами первостепенной важности. Именно от качества преподавания русского языка и литературы зависит успешное формирование будущих гуманитариев, поэтому данным предметам среди прочих дисциплин цикла отведена особая роль.

Русский язык

Программа по русскому языку для 10-11 гуманитарных классов составлена на основе программы для профильных школ под ред. В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А Чешко. Программа рассчитана на 3 часа в неделю (102 часа в год), оснащена учебником по русскому языку, 10-11 класс, под ред. В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко М.: Просвещение, 2008 год.

Обучение русскому языку строится с опорой на тематику заданий ЕГЭ, повторение идет в соответствии с типологией заданий и включаемым в них материалом, особое внимание уделяется при этом и орфографическому, и пунктуационному анализу текстов. Отдельным блоком проводится обучение написанию сочинения-рассуждения по русскому языку, отбору языковых средств, формулированию проблемы, созданию текстов уровня повышенной сложности.

Литература

Программа по литературе для гуманитарного направления базируется на программе для общеобразовательных учреждений В.Я.Коровиной «Литература. 5-11 кл». Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2011. Рассчитана она на 3 часа в неделю (102 часа в год) + 1 дополнительный час на углубленное изучение литературы (обучение выполнению олимпиадных заданий).

Специфика изучения литературы в гуманитарном направлении заключается в сочетании традиционных и новаторских принципов подачи теоретико-литературного материала. В центре изучения находится анализ литературного произведения в целом, связь литературного произведения с историко-культурным и историческим контекстом.

Изучению каждого произведения предшествует написание проверочной работы по содержанию. При изучении текста обязательным элементом является обращение к различным критическим статьям, их конспектирование и анализ. На выходе – подготовка к написанию и написание глубокой и осмысленной работы – сочинения по литературе.

Хотелось бы отметить, что в течение учебного года в рамках изучения русского языка и литературы обучающимся дается возможность проявить себя и в качестве редакторов и корректоров текстов, создавая и редактируя материал статей для конференций, для школьного сборника проектных и исследовательских работ «УМКА», что свидетельствует о высоком уровне их подготовки и обученности.

Прием учащихся в гуманитарные классы проводится по результатам вступительного испытания (диктанта) по русскому языку.

Обучение иностранным языкам в классах гуманитарного профиля

В классах гуманитарного профиля учащиеся изучают 2 иностранных языка - английский (5 часов в неделю) и немецкий (2 часа в неделю). Обучение ведется по аутентичным учебникам с использованием инновационных педагогических технологий.

Учебники по иностранным языкам в гуманитарных классах.
Немецкий язык-- 7-8 классы: Аверин М.М. и др. "Горизонты", 9-10 классы- Бригита Фрелихь, Михаэль Кениг, Уте Кейман "Гениаль-клик"("Geni@lklick").
Английский язык -- " Gateway" авторы Д.Спенсер, Анни Комфорт, 7 класс-уровень А2, 8 класс--уровень В1, 9 класс--В1+, 10-11 классы--уровень В2.

На уроках учащиеся развивают навыки устной и письменной речи, необходимые для успешной сдачи выпускных экзаменов и для дальнейшей полноценной жизни. Также учащиеся могут посещать дополнительные профильные языковые кружки и курсы.

Прием учащихся в гуманитарные классы проводится по результатам собеседования и тестирования по английскому языку.

Обучение истории и обществознанию в классах гуманитарного профиля

Содержание отдельных учебных курсов (история, обществознание, предметы по выбору) органично сочетаются, дополняют, углубляют знания учащихся, дают возможность качественной подготовки к итоговой аттестации и олимпиадам, а также способствуют формированию мировоззрения, создавая культурное поле личности.

История

Рабочая программа по истории (Всеобщая история/История России) разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по истории и авторской программы курса «История. История России и мира» 10-11 классы», авторы: Загладин Н.В., Козленко С. И.,Загладина Х.Т.– М.: Русское слово. 2010 г. В программе предлагается последовательно-блочное изучение материала. При этом блок всеобщей истории предшествует блоку истории России в пределах определённого хронологического периода (вторая половина XIX – начало XXI века).

Учащиеся гуманитарных профильных классов переходят от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.

Рабочая программа курса история (предмет по выбору) для учащихся гуманитарных классов составлена на основе авторской программы курса «История русской культуры» Н.П. Берляковой, Е. Б. Фирсовой для 10-11 класса, «Русское слово», 2011г. Изучение курса ориентировано на использование учебника «История русской культуры», авторов Березовой Л. Г. и Берляковой Н. П., М., «Русское слово», 2011г.

Курс представляет широкую панораму развития русской культуры 10-начала 21 века. В 10 классе охвачен период с 10 до конца 19 века, в 11 классе изучается развитие русской культуры в XX-начале XXI века. Большое внимание уделяется системе мировоззренческих ценностей, раскрывается взаимосвязь культурных и исторических явлений. Курс имеет большое значение для подготовки учащихся к сдаче итоговой аттестации по истории и обществознанию, так как имеет множество межпредметных связей. Возможности курса учтены при планировании преподавания истории в 10 классе гуманитарного профиля. Темы по истории культуры вынесены на изучение в рамках данного курса, что дало возможность выделить дополнительные часы на изучение наиболее сложных тем истории России.

Главная цель курса - создание возможностей для активизации познавательных и духовных потребностей учащихся в осмыслении российской истории.

Обществознание

Программа по обществознанию для учащихся профильных гуманитарных классов составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской программы "Обществознание. 10-11 классы, профильный уровень" под редакцией Л. Н. Боголюбова, М., Просвещение, 2010 год.

Содержание среднего обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Программа даёт возможность качественной подготовки к итоговой аттестации и олимпиадам, содержит элементы практической деятельности в рамках каждого урока.

В рамках курса обществознание (предмет по выбору) учащиеся гуманитарных классов изучают экономику. Учебная программа по экономике разработана на основе примерной программы по экономике для среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы И.В.Липсица «Экономика. Программа для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень)».

Предлагаемый курс затрагивает весьма актуальные проблемы экономической и правовой жизни людей в условиях современной рыночной экономики. Он позволит подготовить грамотных конкурентоспособных граждан страны, адекватно ориентирующихся в современной жизни.

Содержание курса выстроено с учётом основных требований обществоведческой подготовки школьников к итоговой аттестации (раздел «Экономика»). Элементы практической деятельности включены в содержание каждого урока (экономические задачи, работа с графиками и диаграммами, выполнение тестов, составление презентаций и др.).

Решая вопросы гуманитарного образования, мы обращаемся к педагогическим технологиям, направленным на индивидуальное развитие учащихся, их творческую инициативу, на навыки самостоятельного движения в мире информации, универсальные умения.

Прием учащихся в гуманитарные классы проводится по результатам тестирования по обществознанию.