В третьей бригаде колхоза "Гигант" сдали в эксплуатацию новое складское
помещение. Из старого склада -- из церкви -- вывезли пустую вонючую
бочкотару, мешки с цементом, сельповские кули с сахаром-песком, с солью,
вороха рогожи, сбрую (коней в бригаде всего пять, а сбруи нашито на добрых
полтора десятка; оно бы ничего, запас карман не трет, да мыши окаянные... И
дегтярилн, и химией обсыпали сбрую -- грызут), метла, грабли, лопаты... И
осталась она пустая, церковь, вовсе теперь никому не нужная. Она хоть
небольшая, церковка, а оживляла деревню (некогда сельцо), собирала ее вокруг
себя, далеко выставляла напоказ.
Бригадир Шурыгин Николай Сергеевич постоял перед ней, подумал...
Подошел к стене, поколупал кирпичи подвернувшимся ломиком, закурил и пошел
домой. Встретившись через два дня с председателем колхоза, Шурыгин сказал:
-- Церква-то освободилась теперь...
-- Ну.
-- Чего с ней делать-то?
-- Закрой, да пусть стоит. А что?
-- Там кирпич добрый, я бы его на свинарник пустил, чем с завода-то
возить.
-- Это ее разбирать -- надо пятерым полмесяца возиться. Там не кладка,
а литье. Черт их знает, как они так клали!
-- Я ее свалю.
-- Как?
-- Так. Тремя тракторами зацеплю -- слетит как миленькая,
-- Попробуй.
В воскресенье Шурыгин стал пробовать. Подогнал три могучих трактора...
На разной высоте обвели церковку тремя толстыми тросами, под тросы -- на
углах и посреди стены -- девять бревен...
Сперва Шурыгин распоряжался этим делом, как всяким делом, -- крикливо,
с матерщиной. Но когда стал сбегаться народ, когда кругом стали ахать и
охать, стали жалеть церковь, Шурыгин вдруг почувствовал себя важным деятелем
с неограниченными полномочиями. Перестал материться и не смотрел на людей --
вроде и не слышал их и не видел.
-- Николай, да тебе велели али как? -- спрашивали. -- Не сам ли уж
надумал?
-- Мешала она тебе?!
Подвыпивший кладовщик, Михаиле Беляков, полез под тросами к Шурыгину.
-- Колька, ты зачем это?
Шурыгин всерьез затрясся, побелел:
-- Вон отсудова, пьяная харя!
Михаиле удивился и попятился от бригадира. И вокруг все удивились и
примолкли. Шурыгин сам выпивать горазд и никогда не обзывался "пьяной
харей", Что с ним?
Между тем бревна закрепили, тросы подровняли... Сейчас взревут
тракторы, и произойдет нечто небывалое в деревне -- упадет церковь. Люди
постарше все крещены в ней, в пей отпевали усопших дедов и прадедов, как
небо привыкли видеть каждый день, так и ее...
Опять стали раздаваться голоса:
-- Николай, кто велел-то?
-- Да сам он!.. Вишь, морду воротит, черт.
-- Шурыгин, прекрати своевольничать!
Шурыгин -- ноль внимания. И все то же сосредоточенное выражение на
лице, та же неподкупная строгость во взгляде. Подтолкнули из рядов жену
Шурыгина, Кланьку... Кланька несмело -- видела: что-то непонятное творится с
мужем -- подошла.
-- Коль, зачем свалить-то хочешь?
-- Вон отсудова! -- велел и ей Шурыгин. -- И не лезь!
Подошли к трактористам, чтобы хоть оттянуть время -- побежали звонить в
район и домой к учителю. Но трактористам Шурыгин посулил по бутылке на брата
и наряд "на исполнение работ".
Прибежал учитель, молодой еще человек, уважаемый в деревне.
-- Немедленно прекратите! Чье это распоряжение? Это семнадцатый век!..
-- Не суйтесь не в свое дело, -- сказал Шурыгин.
-- Это мое дело! Это народное дело!.. -- Учитель волновался, поэтому не
мог найти сильные, убедительные слова, только покраснел и кричал: -- Вы не
имеете права! Варвар! Я буду писать!..
Шурыгин махнул трактористам... Моторы взревели. Тросы стали
натягиваться. Толпа негромко, с ужасом вздохнула. Учитель вдруг сорвался с
места, забежал с той стороны церкви, куда она должна была упасть, стал под
стеной.
-- Ответишь за убийство! Идиот...
Тракторы остановились.
-- Уйди-и! -- заревел Шурыгин. И на шее у него вспухли толстые жилы.
-- Не смей трогать церковь! Не смей!
Шурыгин подбежал к учителю, схватил его в беремя и понес прочь от
церкви. Щуплый учитель вырывался как мог, но руки у Шурыгина крепкие.
-- Давай! -- крикнул он трактористам,
-- Становитесь все под стену! -- кричал учитель всем. -- Становитесь!..
Они не посмеют! Я поеду в область, ему запретят!..
-- Давай, какого!.. -- заорал Шурыгин трактористам.
Трактористы усунулись в кабины, взялись за рычаги.
-- Становитесь под стену! Становитесь все!..
Но все не двигались с места. Всех парализовало неистовство Шурыгина.
Все молчали. Ждали,
Тросы натянулись, заскрипели, затрещали, зазвенели... Хрустнуло одно
бревно, трос, врезавшись в угол, запел балалаечной струной. Странно, что все
это было хорошо слышно -- ревели же три трактора, напрягая свои железные
силы. Дрогнул верх церкви... Стена, противоположная той, на какую сваливали,
вдруг разодралась по всей ширине... Страшная, черная в глубине, рваная щель
на белой стене пошла раскрываться. Верх церкви с маковкой поклонился,
поклонился и ухнул вниз.
Шурыгин отпустил учителя, и тот, ни слова не говоря, пошел прочь от
церкви, Два трактора еще продолжали скрести гусеницами землю. Средний по
высоте трос прорезал угол и теперь без толку крошил кирпичи двух стен, все
глубже врезаясь в них. Шурыгин остановил тракторы. Начали по новой заводить
тросы. Народ стал расходиться. Остались самые любопытные и ребятишки. Через
три часа все было кончено. От церкви остался только невысокий, с неровными
краями остов. Церковь лежала бесформенной грудой, прахом. Тракторы уехали.
Потный, весь в пыли и известке, Шурыгин пошел звонить из магазина
председателю колхоза.
-- Все, угорела! -- весело закричал в трубку.
Председатель, видно, не понял, кто угорел.
-- Да церква-то! Все, мол, угорела! Ага. Все в порядке. Учитель тут
пошумел малость... Но! Учитель, а хуже старухи. Да нет, все в порядке.
Гробанулась здорово! Покрошилось много, ага. Причем они так: по три, по
четыре кирпича -- кусками. Не знаю, как их потом долбать... Попробовал
ломиком -- крепкая, зараза. Действительно, литье! Но! Будь здоров! Ничего.
Шурыгин положил трубку. Подошел к продавщице, которую не однажды
подымал ночами с постели -- кто-нибудь приезжал из района рыбачить,
засиживались после рыбалки у бригадира до вторых петухов.
-- Видела, как мы церкву уговорили? -- Шурыгин улыбался, довольный,
-- Дурацкое дело нехитрое, -- не скрывая злости, сказала продавщица.
-- Почему дурацкое? -- Шурыгин перестал улыбаться,
-- Мешала она тебе, стояла?
-- А чего ей зря стоять? Хоть кирпич добудем...
-- А то тебе, бедному, негде кирпич достать! Идиот!
-- Халява! -- тоже обозлился Шурыгин. -- Не понимаешь, значит,
помалкивай.
-- Разбуди меня еще раз посередь ночи, разбуди, я те разбужу! Халява...
За халяву-то можно и по морде получить, Дам вот счас гирькой по кумполу,
узнаешь халяву.
Шурыгин хотел еще как-нибудь обозвать дуру продавщицу, но подошли
вездесущие бабы.
-- Дай бутылку.
-- Иди промочи горло-то, -заговорили сзади. -- Пересохло.
-- Как же -- пыльно!
-- Руки чесались у дьявола...
Шурыгин пооглядывался строго на баб, но их много, не перекричать. Да и
злость их -- какая-то необычная: всерьез ненавидят. Взял бутылку, пошел из
магазина. На пороге обернулся, сказал:
-- Я вам прижму хвосты-то!
И скорей ушел.
Шел, злился: "Ведь все равно же не молились, паразитки, а теперь хай
устраивают. Стояла -- никому дела не было, а теперь хай подняли".
Проходя мимо бывшей церкви, Шурыгин остановился, долго смотрел на
ребятишек, копавшихся в кирпичах. Смотрел и успокаивался. "Вырастут, будут
помнить: при нас церкву свалили. Я вон помню, как Васька Духанин с нее крест
своротил. А тут -- вся грохнулась. Конечно, запомнят. Будут своим детишкам
рассказывать: дядя Коля Шурыгин зацепил тросами и... -- Вспомнилась некстати
продавщица, и Шурыгин подумал зло и непреклонно: -- И нечего ей стоять,
глаза мозолить".
Дома Шурыгина встретили форменным бунтом: жена, не приготовив ужина,
ушла к соседкам, хворая мать заругалась с печки:
-- Колька, идол ты окаянный, грех-то какой взял на душу!.. И молчал,
ходил молчал, дьяволина... Хоть бы заикнулся раз -- тебя бы, может,
образумили добрые люди. Ох горе ты мое горькое, теперь хоть глаз не кажи на
люди. Проклянут ведь тебя, прокляну-ут! И знать не будешь, откуда напасти
ждать: то ли дома окочурисся в одночасье, то ли где лесиной прижмет
невзначай...
-- Чего эт меня проклинать-то возьмутся? От нечего делать?
-- Да грех-то какой!
-- Ваську Духанина прокляли -- он крест своротил? Наоборот, большим
человеком стал...
-- Тада время было другое. Кто тебя счас-то подталкивал -- рушить ее?
Кто? Дьявол зудил руки... Погоди, тебя ишо сама власть взгреет за это. Он
вот, учитель-то, пишет, сказывали, он вот напишет куда следоват -- узнаешь.
Гляди-ко, тогда устояла, матушка, так он теперь нашелся. Идол ты лупоглазый,
-- Ладно, лежи хворай.
-- Глаз теперь не кажи на люди...
-- Хоть бы молиться ходили! А то стояла -- никто не замечал...
-- Почто это не замечали! Да, бывало, откуда ни идешь, а ее уж видишь.
И как ни пристанешь, а увидишь ее -- вроде уж дома. Она сил прибавляла...
-- Сил прибавляла... Ходят они теперь пешком-то! Атомный век,
понимаешь, они хватились церкву жалеть. Клуба вон нету в деревне -- ни один
черт ни охнет, а тут -- загоревали. Переживут!
-- Ты-то переживи теперь! Со стыда теперь усохнешь...
Шурыгин, чтобы не слышать ее ворчанья, ушел в горницу, сел к столу,
налил сразу полный стакан водки, выпил. Закурил. "К кирпичам, конечно, ни
один дьявол не притронется, -- подумал. -- Ну и хрен с ними! Сгребу
бульдозером в кучу и пусть крапивой зарастает".
Жена пришла поздно. Шурыгин уже допил бутылку, хотелось выпить еще, но
идти и видеть злую продавщицу не хотелось -- не мог. Попросил жену:
-- Сходи возьми бутылку.
-- Пошел к черту! Он теперь дружок тебе,
-- Сходи, прошу...
-- Тебя просили, ты послушал? Не проси теперь и других. Идиот.
-- Заткнись, Туда же...
-- Туда же! Туда же, куда все добрые люди! Неужели туда же, куда ты,
харя необразованная? Просили, всем миром просили -- нет! Вылупил шары-то
свои...
-- Замолчи! А то опояшу разок...
-- Опояшь! Тронь только, харя твоя бесстыжая!.. Только тронь!
"Нет, это, пожалуй, на всю ночь. С ума посходили все".
Шурыгин вышел во двор, завел мотоцикл... До района восемнадцать
километров, там магазин, там председатель колхоза. Можно выпить, поговорить.
Кстати, рассказать, какой ему тут скандал устроили... Хоть посмеяться.
На повороте из переулка свет фары выхватил из тьмы безобразную груду
кирпича, пахнуло затхлым духом потревоженного подвала.
"Семнадцатый век, -- вспомнил Шурыгин. -- Вот он, твой семнадцатый век!
Писать он, видите ли, будет. Пиши, пиши".
Шурыгин наддал газку... и пропел громко, чтобы все знали, что у него --
от всех этих проклятий-прекрасное настроение:
Что ты, что ты, что ты, что ты!
Я солдат девятой роты,
Тридцать первого полка...
Оп, тирдар-пупия!
Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и
помчался по накатанной ровной дороге в сторону райцентра. Шурыгин уважал
быструю езду.
I БЛОК
РУССКИЙ ЯЗЫК
Замените словосочетание «бумажные пакеты», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Замените разговорное слово «нынешним» в данном предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
А нынешним детям, наверное, и не объяснишь, что в его детстве не то что не было ни кока-колы или там фанты – слов-то таких не знали.
Из приведенных ниже предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
Ну что, договариваться с новым постояльцем? Старушка горестно, озабоченно смотрела в сторону, прищурив глаза, потом изменившимся голосом торопливо проговорила: «Решено! Договаривайся».
Из приведенных ниже предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н».
Ну что, договариваться с новым постояльцем? Старушка горестно, озабоченно смотрела в сторону, прищурив глаза, потом изменившимся голосом торопливо проговорила: «Решено! Договаривайся».
В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводной конструкции.
Интересно,(1) отчего эти незамысловатые,(2) но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его памяти? Может быть,(3) потому,(4) что у бабушки ему действительно было хорошо? Родной дом был связан в детском сознании с серыми буднями, (5) с ненавистным ранним вставанием сначала в детсад,(6) потом в школу,(7) с нудными повседневными обязанностями и вечным домашним заданием,(8) с постоянными родительскими ссорами,(9) с мамиными криками и слезами.
В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
– А что ж,(1) Поликарповна,(2) неужто всё только на деньги считать? Я вот тебе поправлю,(3) а ты потом вспомнишь обо мне добрым словом,(4) вот мы,(5) как говорится,(6) и квиты,(7) – сказал он и засмеялся.
Среди предложений 1–4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. 2)Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести. 3) Как-то зашла к Поликарповне соседка. 4)За разговором невзначай поинтересовалась, за сколько та сдаёт жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза.
Выпишите грамматическую основу предложения
Ему тоже хочется покрутить тугую пластмассовую ручку, очень тонкую и поэтому неудобную.
Выпишите грамматическую основу предложения
О душе теперь не думают, только для брюха и живут.
В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
А вот бабушка,(1) мамина мама,(2) та не могла жить без кофе,(3) и священный бабушкин кофейный ритуал,(4) когда в её квартиру вселялся дух кофе,(5) завораживал Андрюшу. Дефицитным продуктом бабулю обеспечивала соседка Нина,(6) продавщица овощного отдела в гастрономе на углу.
В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Палило солнце,(1) искрилось море,(2) и было тихо-тихо. – А знаете что,(3) – сказал я,(4) – вы по очереди на один день или на неделю выбирайте себе вожака,(5) и в этот день,(6) что он придумает,(7) то вы и будете делать.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Каждый,(1) кто любит Театр,(2 ) знает,(3) что только здесь происходит великое таинство живого общения со зрителем,(4 ) что только здесь можно прикоснуться к Душе и достучаться до Сердца. Театр — это волшебство,(5) удивительный мир,(6) наполненный мечтами,(7 ) где Добро борется со Злом…
13. Среди предложений 1–11 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
1)А я слышал, – сказал второй мальчик, – как он разговаривал с морем. 2) Иду я. 3) Тихо. 4) И вдруг слышу: «Молчишь, не отвечаешь? 5) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! 6) Иногда ты мне кажешься очень хитрым. 7) А иногда добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения». 8) Смотрю – никого. 9) Один Димка на берегу и орёт все эти слова. 10) Я ему говорю: «Димка, с кем ты разговариваешь?» 11) А он посмотрел на меня и отвечает: «С морем».
14. Среди предложений 1—5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
1) Солнце слепит глаза, и ничего не видно. 2) Они сидели поджав ноги. 3) Мальчики спиной ко мне – я видел их тоненькие шеи, а девочка – лицом. 4) У неё было обветренное, загорелое лицо, исцарапанные ноги и мокрые волосы. 5) Ребята только что вылезли из моря.
15. Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
1) Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. 2) Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять. 3) Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. 4) Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. 5) А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.
II БЛОК
ЛИТЕРАТУРА
К какому роду литературы принадлежат «Мёртвые души» Н. В. Гоголя?
Ответ:
Каково гоголевское определение жанра «Мёртвых душ»?
Ответ:
Как называется изображение внутренних переживаний героя, проявляющихся в его поведении? («смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест»)?
Ответ:
Чичиков посещает, помимо Манилова, других помещиков. Установите соответствие между фамилиями помещиков и особенностями их внешнего облика: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Манилов |
1) «Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». |
Б) Ноздрёв |
2) «Маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши». |
В)Плюшкин |
3) «Показался весьма похожим на средней величины медведя… фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось». |
|
4) «Очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами». |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
|
|
|
Укажите род литературы, к которому относится произведение А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».
Ответ:
Назовите жанр, к которому принадлежит произведение А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»
Ответ:
Укажите название главы «Героя нашего времени», фрагмент из которой приведён ниже .
Спустясь в середину города, я пошёл бульваром, где встретил несколько печальных групп, медленно подымающихся в гору; то были большею частою семейства степных помещиков; об этом можно было тотчас догадаться по истёртым, старомодным сюртукам мужей и по изысканным нарядам жён и дочерей; видно, у них вся водяная молодёжь была уже на перечёте, потому что они на меня посмотрели с нежным любопытством: петербургский покрой сюртука ввёл их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись…
Наконец вот и колодец... На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, - бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд по площадке, ожидая действия вод. Между ними были два-три хорошеньких личика. Под виноградными аллеями, покрывающими скат Машука, мелькали порою пестрые шляпки любительниц уединения вдвоём, потому что всегда возле такой шляпки я замечал или военную фуражку', или безобразную круглую шляпу. На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус; между ними было два гувернёра с своими воспитанниками, приехавшими лечиться от золотухи.Я остановился, запыхавшись, на краю горы и, прислонясь к углу домика, стал рассматривать окрестность...
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
8. Назовите город, в котором происходят события данной главы.
Ответ:
В печоринском описании «водяного общества» сквозит скрытая насмешка. Как называется этот приём?
Ответ:
Установите соответствие между тремя персонажами «Героя нашего времени», имеющими определённое отношение к главному герою, и их краткой характеристикой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ |
|
ХАРАКТЕРИСТИКА |
А)Грушницкий Б)Вернер В)Максим Максимыч |
|
1) доктор, приятель Печорина 2) муж княгини Веры 3) юнкер, знакомый Печорина 4) комендант крепости N |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
|
|
|
Назовите литературное направление, которое достигло расцвета во 2-й половине XIX века и принципы которого нашли своё воплощение в «Герое нашего времени».
Ответ:
Укажите название господствовавшего в XVIII веке литературного направления, принципы которого нашли свое отражение в драматургии Д. И. Фонвизина.
Ответ:
Назовите жанр, к которому принадлежит «Недоросль» Д.И. Фонвизина.
Ответ:
Герои «Недоросли» носят фамилии, звучание которых является их своеобразной характеристикой. Как называются такие фамилии?
Ответ:
На бал в доме Фамусова собирается множество гостей. Установите соответствие между персонажами и цитатами, характеризующими их истинное отношение к балу. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ |
|
ЦИТАТЫ |
А) Чацкий Б) Платон Михайлович В) Наталья Дмитриевна |
|
1) «Бал вещь хорошая, неволя-то горька...» 2)«Признайся, весело у Фамусовых было». 3) «Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие-то уроды с того света, И не с кем говорить, и не с кем танцевать». 4) «Да, мочи нет: мильон терзаний Груди от дружеских тисков, Ногам от шарканья, ушам от восклицаний, А пуще голове от всяких пустяков». |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
|
|
|